Я стоял на вершине горы на краю обрыва. По-видимому, я был пленником
двух парней, с которыми были собака и лев. Чувствуя, что они хотят
столкнуть меня вниз, я первый потянул их вперед и сбросил с обрыва
вместе со львом, правда, и сам при этом последовал за ними в воду. Со
мной было все в порядке, и теперь мои руки были свободны. Я доплыл до
берега, и стал взбираться по склону горы. Но на пути у меня встал лев,
который на этот раз был сердит, за то, что я сбросил его в воду. Он не
дал бы мне подняться, поэтому я попытался испугать его, брызгая водой и
бросая в него камни. Но он только еще больше рассвирепел. Он стал
приближаться ко мне ближе, а я -- отходить в воду. Он зарычал и
прыгнул, загнав меня на камни. Теперь, лежа на спине, я понимал, что не
смогу уйти. Тогда я посмотрел на него, и раскинув руки, сказал: "Ну
давай!" При этом я неожиданно понял, что сплю. Тогда лев на полпути
сменил гнев на дружескую игривость. Когда он шлепнулся на меня, я его
обхватил, и мы покатились по земле, пытаясь побороть друг друга. Я
поцеловал его, а он меня лизнул. Мне необычайно нравилось, что находясь
в осознанном сне, я играю со львом. Тогда он оказался сверху и
превратился в красивую обнаженную негритянку, с большими сосками на
грудях. Я стал с ней заигрывать и пришел в возбуждение, но у меня было
такое чувство, что важнее сейчас вернуться на вершину горы. Поэтому я
сказал ей: "Давай вернемся." И на обратном пути я проснулся. (Д.Т.,
Линденуолд, Нью-Джерси)
Я боялся смерти, но избавился от этой боязни с помощью осознанного
сновидения. Находясь в обстановке, напоминающей ад, я понял, что этого
не может быть на самом деле, потому что я сейчас сплю в своей постели.
В этот момент меня сзади ударили ножом. Чувствуя боль, я решил
посмотреть, на что похожа смерть. Я ощутил себя в кататоническом
состоянии и пожелал, чтобы моя сновидная "душа" оставила сновидное
"тело". Было странно видеть свое сновидное "тело" со стороны. Меня
охватило чувство всеобъемлющего мира и спокойствия. Я подумал, что если
смерть действительно такова, это не так уж и плохо. С этого дня я
совершенно избавился от всякого страха перед смертью, и теперь остаюсь
спокойным даже в ситуациях, опасных для жизни. (К.Д., Лодерхилл,
Флорида)
Каждый, кого беспокоят кошмары, может извлечь пользу из осознанности
как средства от тяжелых снов. Читатели, у которых кошмары бывают часто,
смогут тут же воплотить наши советы на практике. Другим же будет
полезно изучить эти материалы, чтобы использовать при случае.
В литературе по сновидениям наблюдается несколько подходов при
обращении с неприятными снами. Все они используют состояние
осознанности во сне, которая дает твердую уверенность в характере
происходящего, а также в том, что законы бодрствующего мира к
происходящему не применимы. Одна из первых техник, позволяющих
преодолеть кошмары, предложена Килтоном Стюартом в его работе "Теории
сна в Малайе"12 и приписывается им малайзийскому народу сенои. Патриция
Гарфилд обнародовала идеи Стюарта в своей вдохновенной работе
"Творческое сновидение"13. Главный принцип техники сенои состоит в том,
чтобы сразиться с врагом и победить его. Это означает, что встретив во
сне недружелюбное существо, вы должны активно атаковать и подчинить его
себе. При необходимости сенои советуют разрушить его оболочку и, таким
образом, освободить положительную энергию. Подчинив существо, вы должны
заставить его преподнести вам какой-нибудь ценный дар -- что-нибудь
такое, что вы смогли бы использовать в бодрствующей жизни. Другой совет
состоит в том, чтобы одолеть угрожающее существо с помощью дружелюбно
настроенных помощников.
Люди сообщают о положительных, вдохновляющих результатах подхода
"сразиться и победить". Однако, по замечанию Поля Толи, нападение на
недружелюбных существ -- не самый продуктивный способ обращения с ними.
Причина этого детально обсуждается в главе 11, но суть ее в том, что
враждебные существа могут быть олицетворением некоторых аспектов нашей
личности, которые мы не хотим замечать. Пытаясь уничтожить
символическое появление этих персонажей в сновидении, мы символически
отвергаем и пытаемся разрушить часть самих себя.
С сенои связана еще одна ценная идея, касающаяся ночных кошмаров.
Типичным для кошмарных снов является падение. Система сенои предлагает
при этом не просыпаться, но, расслабившись, продолжить падение и мягко
приземлиться. Представьте, что вы сейчас приземлитесь в красивом
интересном месте, где можно приобрести какой-нибудь полезный опыт. В
качестве следующего шага предлагается при падении попытаться полететь
туда, где вам будет интересно. Таким образом, отрицательные ощущения вы
можете превратить в положительные.
Толи, который исследовал различные способы обращения с враждебными
существами в сновидении, заключил, что примирительный подход является
наиболее приемлемым для сновидящего14. Его метод примирения основан на
том, чтобы завязать диалог с существами в сновидении (см. упражнение
ниже). Он говорит, что при попытке человека заговорить с враждебными
персонажами, те зачастую превращаются из "существ низшего порядка в
высшие существа", то есть из животных и мифических существ в людей, и
что эти трансформации "позволяют субъекту мгновенно осознать смысл
сновидения". Более того, дружелюбное отношение, как правило, приводит к
такой же реакции изначально враждебных существ. Вот, например, сон самого Толи:
Когда на меня напал тигр, я понял, что сплю, но тем не менее захотел
убежать. Тогда я снова взял себя в руки, набрался мужества и спросил:
"Кто ты?" Тигр опешил, и тут же, превратившись в моего отца, ответил:
"Я твой отец и сейчас скажу, что тебе надо делать!" В отличие от своих
предыдущих снов, я не стал его бить, а постарался завязать диалог. Я
предупредил, что ему меня не провести и отразил все его угрозы и
оскорбления. Однако, мне пришлось признать справедливость некоторых его
обвинений, и я решил учесть их в будущем. В это время мой отец обрел
более симпатичный облик, и мы помирились. Я спросил, может ли он мне
помочь, и он ответил, что выбранный мною путь единственно верный. После
этого он как бы растворился в моем теле и оставил меня одного15.
Из этого примера видно, что для хорошего диалога вам следует
рассматривать существо во сне как равное себе. Из следующих вопросов
можно составить плодотворные линии диалога:
"Кто ты?"
"Кто я?"
"Почему ты здесь?"
"Почему ты так поступаешь?"
"Что ты хочешь мне сказать?"
"Почему в этом сне происходит то-то и то-то?"
"Что ты думаешь или чувствуешь насчет того-то и того-то?"
"Чего ты от меня хочешь? Что ты хочешь, чтобы я сделал?"
"Ответы на какие вопросы ты хотел бы от меня услышать?"
"Что я должен знать в первую очередь?"
"Можешь ли ты мне помочь?"
"Чем я могу быть полезен?"
очень-очень полезная информация... я не знала, что нужно делать в таких снах, но на подсознательном уровне спрашивала существ вопросьі о том, кто они, что им нужно - и они становились мирньіми, даже смпатичньіми
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]